Отношения «программист – заказчик» иначе, как сложными не назовёшь. Они – как бурная река со множеством подводных камней и опасных течений.
Малейшее недопонимание – и вместо обретения целевого программного продукта вы в мгновение ока окажетесь на пороге краха всего проекта.А в голове будет звучать только один вопрос: что же пошло не так? Если ваша работа или бизнес так или иначе приводит вас к общению с программистами, то эта статья существенно облегчит вашу жизнь.
ОШИБКА №1:
Верить, что вы и ваш программист имеете в виду одно и то же, когда говорите об одних и тех же вещах.
Парадокс, но именно этот фактор стал главной причиной тысяч, — да что там! -Десятков тысяч загубленных проектов. Мы ставим задачи и формулируем цели, подразумевая определённый результат, но когда наши слова «преломляются» через призму опыта и знаний другого человека, то магическим образом происходит их искажение и превращение во что-то иное, совсем не похожее на ваше представление о желаемом. Запомните: вы видите готовый продукт, в то время как программист видит программные коды этого продукта и это — совсем не одно и то же.
РЕШЕНИЕ ОШИБКИ №1:
Всегда составляйте техническое задание ДО того, как приступить к реализации проекта. Как грамотно составить ТЗ – история, достойная отдельной статьи.
ОШИБКА №2:
Слепо доверять срокам реализации проекта, озвученным программистом.
Счастливые часов не наблюдают – самое точное описание отношения программиста к срокам реализации проекта. Для него процесс написания кодов для вашей будущей программы, сайта или мобильного приложения – это состояние потока, в котором, как известно, время летит незаметно. В отличие от вас. У вас же по мере приближения дедлайна появляется ощущение сродни пребыванию босиком на раскалённом песке в полуденный зной. Пока программист «творит», вы с надеждой смотрите на часы в ожидании завершения проекта. Но надежды не оправдываются, а сроки нарушаются. Всегда.
РЕШЕНИЕ ОШИБКИ №2:
Требуйте от вашего программиста чёткого графика выполнения работ с указанием сроков выполнения каждого этапа. А потом смело прибавляйте к этим срокам дополнительное время на решение непредвиденных задач. Сколько конкретно следует прибавить, я напишу ниже.
ОШИБКА №3:
Относится к программной разработке, как к линейной задаче, игнорируя такие факторы, как философия, психология, концепция, теория сложности и тд. Именно они в большей степени влияют на прогнозы стоимости и сроков реализации проекта.
РЕШЕНИЕ ОШИБКИ №3:
Учитывать эти факторы ДО запуска проекта умеют только специально обученные специалисты – руководители проекта. Ведь для решения подобных сверх-задач они когда-то сами отказались от программирования.
ОШИБКА №4:
Полагать, что чем меньше и дешевле проект, тем проще просчитать сроки его реализации. Удивительно, но факт: на маленьких проектах вероятность ошибки в прогнозировании сроков на порядок выше. В масштабных проектах, где задействована целая команда из 10 человек (а это – 1000 часов работы), отклонение по срокам может составить всего 5%, поскольку задержки в выполнении одних задач легко компенсируется за счёт досрочного выполнения других. В микро-проектах такого “запаса прочности” нет, и легко ошибиться как минимум в 2 раза.
РЕШЕНИЕ ОШИБКИ №4:
Чем меньше проект, тем больше перестраховывайтесь, планируя сроки его выполнения.
ОШИБКА №5:
Пытаться оценить работу программиста по тем же критериям, что и любую другую работу. Насколько хорошо или плохо приготовлен торт может оценить как сам кондитер, так и его клиенты. А вот о качестве программного продукта могут сказать только специально обученные люди, руководители проекта. Но и они не редко ошибаются.
РЕШЕНИЕ ОШИБКИ №5:
О реальном качестве программного продукта вы узнаете только в процессе его эксплуатации. И тут нечего добавить.
ОШИБКА №6:
Пытаться уложиться в запланированные ранее сроки и бюджет. Вы наверняка проиграете. В попытке угнаться за первоначальными сроками и бюджетом, вы однозначно проигнорируете что-то очень важное, и это обязательно отразится на качестве конечного продукта.
РЕШЕНИЕ ОШИБКИ №6:
Заказывая разработку программного продукта, будьте готовы к превышению сроков в 2 раза, а бюджета – в полтора. Эти данные подтверждаются авторитетными классиками бизнес-литературы. И опытом.
ОШИБКА №7:
Относиться к программисту, как к менеджеру.
Вы никогда не заставите программиста соблюдать сроки, нести ответственность за результат, «рубить косты», торговаться и быть клиентоориентированным.
РЕШЕНИЕ ОШИБКИ №7
Работать через руководителя проекта. Так будет гораздо эффективнее. Поверьте. Или проверьте.
ОШИБКА №8
Радоваться «победе» в переговорах с программистом.
Вам кажется, что вы провели успешные переговоры и «продавили» программиста по цене, добились лучших сроков или условий для себя? Забудьте. Максимум, чего вы на самом деле «добились», — это прекращения отношений с вашим программистом. Он внесет ваш номер в список нежелательных контактов сразу после таких переговоров.
РЕШЕНИЕ ОШИБКИ №8
Не обманывайтесь. Читайте пункт №7.
ОШИБКА №9:
Ожидать, что программный продукт будет полностью соответствовать вашим требованиям в момент первой приёмки работ от исполнителя.
РЕШЕНИЕ ОШИБКИ №9:
Если вы хотите, получить от программиста желаемый результат, сначала дайте ему задание, а потом методом микроменеджмента добейтесь от него устранения всех недостатков. Выполнение задания и устранение недостатков оплачивайте отдельно и по разной схеме.
ОШИБКА №10:
Оценивать уровень профессионализма программиста по первым результатам.
РЕШЕНИЕ ОШИБКИ №10
Если вы получили хоть сколько-нибудь работающий продукт (криво, косо, с ошибками), поверьте: вам встретился хороший программист. Добейтесь от него доведения работы до конца и оплатите этот процесс. Плохой программист вообще не способен создать нечто работающее.
Используйте данный чек-лист и пусть ваши ожидания не расходятся с действительностью.